Программа проверки способностей при приеме на свободные места в VI-IX классы гимназии-колледжа искусств в области музыкально-инструментального искусства
I этап. Исполнение программы на музыкальном инструменте.
II этап. Сольфеджио.
I этап. Исполнение программы на музыкальном инструменте. Содержание программы:
Фортепиано
Необходимо исполнить:
полифоническое произведение,
произведение крупной формы (сонатина, часть сонаты, вариации),
пьесу,
этюд.
Оркестровые инструменты
Струнные смычковые инструменты
Необходимо исполнить:
гаммы (мажорные и минорные),
этюд (на любой вид техники),
произведение крупной формы (часть сонаты или концерта, вариации).
Духовые и ударные инструменты
Необходимо исполнить:
2 разнохарактерных произведения.
Инструменты народного оркестра
Необходимо исполнить:
произведение крупной формы,
пьесу кантиленного характера,
виртуозное произведение.
На исполнение программы отводится до 15 минут.
II этап. Сольфеджио.
2 класс
I этап. Исполнение программы на музыкальном инструменте.
Содержание программы: 2 разнохарактреных произведения
II этап. Сольфеджио
1. Спеть:
- известную песню со словами.
- гамму До мажор вверх и вниз
- устойчивые ступени в тональности
- неустойчивые ступени с разрешением в тональности
2. Прохлопать или проговорить на ритмослоги ритм в предложенном нотном примере (примерный уровень сложности Б. Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио», ч. 1 1класс)
3. Определить на слух количество одновременно исполненных на фортепиано звуков.
3 класс
I этап. Исполнение программы на музыкальном инструменте.
Необходимо исполнить:
2 разнохарактерных произведения
На исполнение отводится до 10 минут.
II этап. Сольфеджио
1. Спеть
- гамму вверх и вниз (До мажор, Фа мажор, Соль мажор)
- устойчивые ступени в тональности
- неустойчивые ступени с разрешением в тональности
2. Определить на слух
- количество одновременно исполненных педагогом на фортепиано звуков
- интервалы: ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8 от звука
- аккорды Б53 , М53 от звука.
3. Спеть с листа одноголосный номер. Материал для сольфеджирования:
Н. Баева, Т. Зебряк «Сольфеджио для I-II классов ДМШ»,
Б. Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио», ч. 1
4 класс
I этап. Исполнение программы на музыкальном инструменте.
Необходимо исполнить:
2 разнохарактерных произведения
На исполнение отводится до 10 минут
II этап. Сольфеджио
1. Спеть
- гамму вверх и вниз: Фа мажор, Соль мажор, Си-бемоль мажор, Ре мажор; ля минор, ми минор, ре минор натуральный, гармонический, мелодический виды.
- устойчивые ступени в тональности
- неустойчивые ступени с разрешением в тональности
- интервалы на ступени предложенной тональности с разрешением (ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7 ч.8)
- T53
2. Определить на слух
- диатонические интервалы (ч.1, м.2, б.2, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, м.7, б.7 ч.8) от звука
- аккорды Б53 , М53 от звука.
3. Спеть с листа одноголосный номер. Материал для сольфеджирования:
Н. Баева, Т. Зебряк «Сольфеджио для I-II классов ДМШ»,
Б. Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио», ч. 1
6 класс
1. Написать музыкальный одноголосный диктант (8 тактов).
2. Построить и спеть в тональности:
-гамму мажорную или минорную с 1-4 ключевыми знаками (натуральный мажор, минор 3-х видов);
-интервалы: диатонические, тритоны натурального мажора и гармонического минора (ув.4 на IV и ум.5 на VII(#) ступенях) с разрешением;
-аккорды: главные трезвучия лада (T(t)53, S(s)53, D53) и их обращения, уменьшенное трезвучие на VII(#) ступени (Ум.VII53), доминантсептакорд (D7) и его обращения с разрешением.
3. Построить и спеть от звука вверх и вниз:
-интервалы: все простые;
-аккорды: мажорное и минорное трезвучия (Б53, М53) и их обращения.
4. Определить на слух:
-изученные интервалы и аккорды от звука;
-интервальные и аккордовые последовательности в тональности (4-6 элементов);
-небольшие мелодические обороты (пропеть ступенями или нотами).
5. Прочитать с листа одноголосный номер.
7 класс
1. Написать музыкальный одноголосный диктант (8 тактов).
2.Построить и спеть в тональности:
-гамму мажорную или минорную с 1-5 ключевыми знаками (мажор и минор 3-х видов);
-интервалы: диатонические, две пары тритонов (ув.4 на IV и VI(b) ступенях, ум.5 на VII(#) и II ступенях), характерные интервалы (ув2 и ум.7, ув.5 и ум.4) с разрешением;
-аккорды: главные трезвучия лада (T(t)53, S(s)53, D53) и их обращения, уменьшенные трезвучия VII(#) и II ступеней (Ум.VII53, Ум.II53), увеличенное трезвучие гармонического мажора и минора (Ув.VI53, Ув.III53), побочные трезвучия натурального мажора и минора (II53, III53, VI53, VII53), доминантсептакорд (D7) и его обращения, вводный септаккорд (МVII7, Ум.VII7) в основном виде с разрешением.
3. Построить и спеть от звука вверх и вниз:
-интервалы: все простые;
-аккорды: мажорное и минорное трезвучия (Б53, М53) и их обращения, малый мажорный септаккорд (МБ7) и его обращения с разрешением и определением тональностей.
4. Определить на слух:
-изученные интервалы и аккорды от звука;
-интервальные и аккордовые последовательности в тональности (6-8 элементов);
-небольшие мелодические обороты (пропеть ступенями или нотами).
5. Прочитать с листа одноголосный номер.
8 класс
1. Написать музыкальный одноголосный диктант (8 тактов).
2. Построить и спеть в тональности:
-гамму мажорную или минорную с 1-6 ключевыми знаками (мажор и минор 3-х видов);
-интервалы: диатонические, две пары тритонов (ув.4 на IV и VI(b) ступенях, ум.5 на VII(#) и II ступенях), характерные интервалы (ув2 и ум.7, ув.5 и ум.4) с разрешением;
-аккорды: главные трезвучия (T(t)53, S(s)53, D53), побочные трезвучия натурального мажора и минора (II53, III53, VI53, VII53), уменьшенные трезвучия VII(#) и II ступеней (Ум.VII53, Ум.II53), увеличенное трезвучие (Ув.VI53, Ув.III53) и их обращения, доминантсептакорд (D7) и его обращения, вводный септаккорд (МVII7, Ум.VII7), септаккорд II ступени (ММII7, МУм.II7) в основном виде с разрешением.
3. Построить и спеть от звука вверх и вниз:
-интервалы: все простые, тритоны с разрешением в четыре тональности;
-аккорды: мажорное и минорное трезвучия (Б53, М53) и их обращения, малый мажорный септаккорд (МБ7) и его обращения с разрешением и определением тональностей.
4. Определить на слух:
-изученные интервалы и аккорды от звука;
-интервальные и аккордовые последовательности в тональности (8-10 элементов);
-небольшие мелодические обороты с элементами хроматизма.
5. Прочитать с листа одноголосный номер.
9 класс
1.Написать музыкальный одноголосный диктант (8 тактов).
2.Построить и спеть в тональности:
-гамму мажорную или минорную с 1-6 ключевыми знаками (мажор и минор 3-х видов);
-интервалы: диатонические, две пары тритонов (ув.4 на IV и VI(b) ступенях, ум.5 на VII(#) и II ступенях), характерные интервалы (ув2 и ум.7, ув.5 и ум.4) с разрешением;
-аккорды: главные трезвучия (T(t)53, S(s)53, D53), побочные трезвучия натурального мажора и минора (II53, III53, VI53, VII53), уменьшенные трезвучия VII(#) и II ступеней (Ум.VII53, Ум.II53), увеличенное трезвучие (Ув.VI53, Ув.III53) и их обращения, доминантсептакорд (D7), вводный септаккорд (МVII7, Ум.VII7) и их обращения, септаккорд II ступени (ММII7, МУм.II7) в основном виде с разрешением всеми возможными способами.
3. Построить и спеть от звука вверх и вниз:
-интервалы: все простые, тритоны с разрешением в четыре тональности, характерные интервалы с разрешением в две тональности;
-аккорды: мажорное и минорное трезвучия (Б53, М53) и их обращения, малый мажорный септаккорд (МБ7) и его обращения, уменьшенный (Ум.7), малый уменьшенный (МУм.7) и малый минорный (ММ7) септаккорды в основном виде с разрешением всеми возможными способами и определением тональностей.
4. Определить на слух:
-изученные интервалы и аккорды от звука;
-интервальные и аккордовые последовательности в тональности (10-12 элементов);
-небольшие мелодические обороты с элементами хроматизма.
5. Прочитать с листа одноголосный номер.
На выполнение заданий по сольфеджио отводится до 30 минут.