Учитель и стресс

Печать
 Наша работа характеризуется не только высокими нагрузками на голосовые связки и сосудистую систему ног,  но и постоянные нервно–эмоциональные нагрузки, стрессы. Поэтому мы должны заботиться о своём физическом здоровье, а также психическом состоянии.

Один из главных  врагов учителя – стресс. Состояние стресса так же заразительно,  как и любые выраженные эмоции.  Учителя часто находятся в состоянии хронического  стресса, поэтому отличаются определёнными чертами характера. Чем больше выражены эти черты, тем больше риск возникновения сердечно – сосудистых заболеваний. Интересно узнать у себя выраженность этих черт личности, поэтому ответьте на некоторые вопросы. В них предусмотрено два варианта ответов: «да» или «нет».

1.Характерно ли для вас заниматься несколькими делами сразу (звонить, поддерживать разговор, делать пометки в блокноте, смотреть телевизор)?

2. Испытываете ли вы во время отдыха чувство вины от сознания, что не все дела ещё завершены?

3. Когда говорят другие люди, возникает ли у вас желание прервать их, закончить фразу или каким либо ещё способом ускорить беседу?

4. Пытаетесь ли вы направить разговор в русло собственных интересов вместо того, чтобы проявить желание выслушать других людей?

5. Решая какую–либо задачу, стремитесь ли вы закончить её как можно скорее, чтобы иметь  возможность перейти к следующей работе?

6. Ощущаете ли вы, что постоянно чего–го не успеваете?

7. Предпочитаете ли вы в большей степени иметь, нежели быть (то есть обладать чем- либо или испытывать себя)?

8. Торопливы ли вы в обычной жизни ( в еде, разговоре, ходьбе и т.д.)?

9. Вызывает ли у вас раздражение вид слоняющихся без дела людей?

10. Характерно ли для вас состояние физического напряжения?

11. При участии в каком-либо деле вас больше интересует результат или удовольствие от процесса?

12. Трудно ли вам посмеяться над собой?

13. Трудно ли вам передать часть своих полномочий и обязанностей другим?

14. Считаете ли вы почти невозможным, присутствуя на собрании, совещании, не выступать на нём?

15. Заставляете ли вы тех, за кого отвечаете (например, учащихся) стремиться к достижению поставленных целей, не слишком интересуясь тем, чего хотят они сами?

Подсчёт результатов прост. Если вы дали больше десяти положительных ответов, тем в большей степени у вас присутствуют черты стресс–коронарного типа.

Возможности преодоления стресса

В преодолении стресса, выходе из кризиса всего четыре пути: любовь, творчество, стремление к достижению глобальной цели, кардинальное изменение образа жизни и привычек. Но на это надо решиться и найти в себе силы.

 Помогают пережить стресс:

- позитивная позиция – концентрация мыслей и энергии на том, что предстоит сделать, а не на допущенных ошибках и неудачах;

- оптимистическая установка – вера в успех, в неизбежность изменений к лучшему;

- состояние собранности, решимости добиться намеченного результата;

- адекватная оценка ситуации и своего состояния.

Существуют различные возможности, используя которые можно помочь себе или другим людям в стрессовых ситуациях:

 - общение с людьми, с которыми вам комфортно. Надо специально обозначить круг людей, с которыми следует активно общаться;

 - уход за домашними животными – традиционно сильное средство психотерапии;

 - чаще погружаться в такую среду, которая способна нейтрализовать стрессовые переживания:  искусство, музыка, литература, природа и другое;

 - подбор и чтение книг, погружение в другую жизнь. Особенно помогает фантастика,  детективы, любовные романы;

 - путешествие во время отпуска с проверенными друзьями, или в одиночку, или с незнакомыми  ранее партнёрами;

 - смена места жительства и неизбежные перемены, связанные с этим;

 - смена работы: от кардинального изменения характера работы (переход на административную, хозяйственную должность) до перемены школы, класса, в котором работали ранее;

 - смена профессии;

 - овладение новой специальностью, обучение на многомесячных курсах, получение дополнительного образования;

 - погружение в любимое или новое увлекающее занятие (разведение комнатных растений);

 - активное занятие восстановлением и укреплением своего здоровья – овладение дыхательной гимнастикой, занятия плаваньем, волейболом и другими видами спорта;

 - приобщение к новым формам проведения досуга, хобби: танцы, туристические походы, путешествия;

 - активное участие в общественной или благотворительной деятельности. Помощь людям - мощное средство психотерапии;

 - использование ресурсных состояний: воспоминаний о радостных, победных минутах своей жизни, счастливых событиях;

 - перестройка своего эмоционального отношения к людям и событиям, вызывающим негативные эмоции (злость, раздражение, зависть).