Счётчик посещений


mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня950
mod_vvisit_counterВчера1428
mod_vvisit_counterЗа неделю6317
mod_vvisit_counterЗа прошлую неделю12516
mod_vvisit_counterЗа месяц27086
mod_vvisit_counterЗа прошлый месяц57265
mod_vvisit_counterЗа всё время2361555

Он-лайн : 35
Ваш IP адрес: 3.137.181.66
MOZILLA 5.0,
Сегодня: 2024-05-16 15:19

Cсылки


Телефоны справочных
служб

Великая Отечественная война:
подлинные истории

Военно-патриотическое
воспитание

Новости Министерства
образования РБ

Новости управления
по образованию
Могилевского горисполкома

Видеоматериалы
МГГКИ на канале

Уроки безопасности

«Помощь детям в безопасном использовании социальных сетей»

Печать PDF
Памятка для родителей

Все мы пользуемся социальными сетями. Кто-то больше, кто-то меньше. Но виртуальное общение постепенно проникает в нашу реальную жизнь. И как в реальной жизни, в социальных сетях мы общаемся, знакомимся, делимся впечатлениями и думаем, что знаем как правильно там себя вести. Нас с детства учат как правильно себя вести в обществе, чтобы о нас сложилось хорошее впечатление. Но никто не учит нас и наших детей как правильно себя вести в социальных сетях.

Дети используют социальные сети для общения с лицами, которые могут проживать на другом конце земного шара, или со своими знакомыми, с которыми они каждый день видятся в школе.

Чтобы в дальнейшем не наделать ошибок и иметь представление о правилах поведения в социальных сетях, предлагаем ознакомиться с советами, которые помогут нашим детям безопасно пользоваться сайтами социальных сетей.

1.  Беседуйте с детьми по поводу их общения в социальных сетях. Просите детей рассказывать вам, если им встретится в Интернете то, что вызывает у них беспокойство, неудобство или страх. Сохраняйте спокойствие и убедите детей, что вам можно рассказывать о таких вещах. Дайте детям понять, что вы поможете им успешно разрешить сложившуюся ситуацию.
2.  Определите правила работы в Интернете. Как только ваши дети станут самостоятельно пользоваться Интернетом, установите правила пользования Интернетом. В этих правилах должно быть определено, могут ли ваши дети использовать сайты социальных сетей и каким образом.

3.  Убедитесь в том, что ваши дети соблюдают возрастные ограничения. Рекомендуемый возраст для регистрации на сайтах социальных сетей обычно составляет 13 и более лет. Если ваши дети не достигли этого возраста, не разрешайте им пользоваться данными сайтами. Вы не должны полностью полагаться на сами службы, чтобы не допустить регистрацию ваших детей на этих сайтах.

4.  Учитесь. Оцените сайты, которые планирует использовать ваш ребенок, и убедитесь, что вы и ваш ребенок понимают политику конфиденциальности и правила поведения. Узнайте, существует ли на сайте контроль над публикуемым содержимым. Кроме того, периодически просматривайте страницу вашего ребенка.

5.  Научите своих детей никогда лично не встречаться с теми, с кем они общались только по сети. Дети подвергаются реальной опасности во время личной встречи с незнакомыми людьми, с которыми они общались только по сети. Иногда бывает недостаточно просто сказать детям, чтобы они не разговаривали с незнакомыми людьми, поскольку дети могут не считать незнакомым человека, с которым они «встречались» в сети.

6.  Попросите детей общаться только с теми людьми, которых они уже знают. Вы можете помочь защитить ваших детей, попросив их использовать данные сайты для общения с друзьями и никогда не общаться с теми, с кем они лично не встречались.

7.  Убедитесь в том, что ваши дети не указывают свои полные имена. Научите своего ребенка указывать только свое имя или псевдоним и ни в коем случае не использовать псевдонимы, которые могли бы привлечь нежелательное внимание. Кроме того, не разрешайте своим детям публиковать полные имена своих друзей.

8.  Будьте осторожны, если ваши дети предоставляют информацию, по которой их можно идентифицировать, например школьное животное-талисман, рабочее место или город проживания. Если указано слишком много информации, ваши дети могут подвергаться киберугрозам, атакам со стороны интернет-преступников, интернет-мошенников или краже личных данных.

9.  Постарайтесь выбрать сайт, который позволяет защитить вашу страницу с помощью пароля или другим способом, чтобы ограничить круг посетителей, разрешив его только тем лицам, которых знает ваш ребенок.

10.  Следите за деталями на фотографиях. Объясните детям, что фотографии могут раскрывать много личной информации. Попросите детей не публиковать фотографии себя или своих друзей, на которых имеются четко идентифицируемые данные, такие как названия улиц, государственные номера автомобилей или название школы на одежде.

11.  Предостерегите своего ребенка относительно выражения своих эмоций перед незнакомцами. Вероятно, вы уже предупреждали своих детей не общаться с незнакомыми людьми напрямую по сети. Однако дети используют сайты социальных сетей для написания журналов и стихотворений, в которых часто выражают сильные чувства. Объясните детям, что написанное ими сможет прочесть любой, кто имеет доступ в Интернет, и похитители часто ищут эмоционально уязвимых детей.

12.  Расскажите детям об интернет-угрозах. Как только ваши дети станут достаточно взрослыми для использования сайтов социальных сетей, расскажите им о киберугрозах. Расскажите детям, что если у них возникнет ощущение, что им угрожают через Интернет, то им сразу же следует сообщить об этом родителям, учителю или другому взрослому человеку, которому они доверяют. Кроме того, очень важно научить детей общаться по сети точно так же, как они общаются лично. Попросите детей относиться к другим людям так же, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим.

13.  Удаление страницы вашего ребенка. Если ваши дети отказываются соблюдать установленные вами правила для защиты их безопасности, и вы безуспешно пытались помочь им изменить свое поведение, можно обратиться на веб-сайт социальной сети, которую использует ваш ребенок, с просьбой удалить его страницу. Можно также обратить внимание на средства фильтрации интернет-содержимого в качестве дополнения и ни в коем случае не замены для контроля со стороны родителей.

Указ Президента Республики Беларусь от 01.02.2010 N 60
"О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет"

П.12. Ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию. В случае если информацию разместил несовершеннолетний, ответственность за это несут их законные представители.

По словам представителя милиции, за «фейковыми» страницами скрыться тоже не удастся: распространителя незаконных материалов всё равно найдут и привлекут к ответственности. Компьютерными преступлениями занимается специальный отдел МВД под названием «К».

Дети и компьютер

Печать PDF

Мы сколько угодно можем рассуждать о том, вредны ли компьютеры для ребенка и как Интернет влияет на его психику. Но это не изменит очевидного факта: дети давно освоились в Сети и разбираются в компьютерах лучше, чем мы сами. Хотим мы этого или нет, но наши дети будут пользоваться компьютерами, ведь все самое интересное и модное давно переместилось с экранов телевизоров в Интернет. Именно здесь они находят самую новую музыку, скачивают самое модное кино, обновляют программное обеспечение.

А главное, именно здесь происходит общение – в чатах и форумах, на страничках социальных сетей знакомятся, находят друзей и единомышленников, влюбляются и делятся самым сокровенным – тем, что по каким-то причинам нельзя обсудить с родителями или друзьями.

С одной стороны, Интернет таит в себе огромные возможности для подростка. Но, с другой стороны, Интернет – это и множество опасностей: от банального плагиата и виртуальных хулиганов, которые оскорбляют пользователей чатов, прячась за псевдонимами, до вполне реальных преступников и педофилов.

Поэтому очень важно объяснить детям базовые правила безопасности в Сети, а затем тщательно следить за их соблюдением.

1. Установите компьютер на видном месте. Если монитор находится на виду, риск того, что школьник будет посещать запрещенные сайты, гораздо ниже.
2. Заключите соглашение. Договоритесь, сколько времени ребенок может проводить у компьютера, какие сайты можно посещать. Можно записать все пункты и повесить на стену, оговорив штрафы за нарушение.
3. Научите детей не выдавать личную информацию. Если ребенок пользуется чатами и форумами, объясните, что нельзя сообщать виртуальным знакомым свое настоящее имя и фамилию, адрес, а также имена друзей.
4. Запрещайте личные встречи. Лучше всего запретить ребенку общаться в Сети с теми, кого он не встречал лично – в школе, во дворе, на даче. Но если виртуальные знакомые все-таки появляются, с ними нельзя встречаться без разрешения родителей.
5. Разговаривайте с ребенком. Расспрашивайте о друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются, как если бы вы говорили о реальных людях.
6. Будьте в курсе. Важно знать, какими сайтами пользуются дети. Предпочтительнее сайты, где есть модераторы, которые следят за порядком. На многих чатах и форумах есть возможность общаться в приватном режиме. Настаивайте на том, чтобы ребенок не общался в привате с незнакомыми людьми.
7. Поставьте жесткое условие: чтобы скачать что-либо из Интернета (музыка, фильм или новая игра), ребенок каждый раз должен получить ваше разрешение.
8. Приучите ребенка делиться опасениями. Если кто-то оскорбляет ребенка в Сети или угрожает ему, обязательно нужно сообщить родителям.
9. Не забудьте правила хорошего тона. Поговорите с ребенком о вежливости в Сети. Нельзя оскорблять или высмеивать людей в форумах и чатах.
10. Играйте вместе. Если ребенок пользуется сетевыми играми, то самый верный способ его обезопасить – играть вместе с родителями, особенно на первых порах.
11. Обращайте внимание на детали фотографий. Объясните ребенку, что по фотографиям можно получить сведения о человеке. Нельзя размещать в Интернете фотографии с легко узнаваемыми деталями – номерами домов, названиями улиц, номерами машин, названием школы.
12. Обратите внимание ребенка на то, что информация в Интернете доступна для всех. То, что он опубликует в своем блоге или на своей страничке в социальной сети, могут прочитать одноклассники, учителя, родители друзей, поэтому нужно быть осторожным и не писать ничего такого, что может скомпрометировать автора.
13. Установите фильтры. Существует множество программ, которые позволяют блокировать нежелательный материал. Поговорите с представителем интернет-провайдера, чтобы выбрать оптимальный вариант.
14. Контролируйте выполнение правил. Даже если ваш ребенок –достаточно опытный пользователь, регулярно контролируйте, выполняет ли он правила вашего договора.

ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРАЖИВАТЬ

Как определить, что ребенок не просто любит играть в компьютерные игры или общаться в Интернете, а зависим от этого? Пап и мам должны насторожить следующие симптомы:

1.     Нарушение общения с родственниками и друзьями. Ребенок перестает ходить гулять во двор, не приглашает домой одноклассников. Он больше не изъявляет желания рассказать вам о своих делах. На ваши предложения сходить в кино, покататься на коньках сын или дочка отвечают отказом. Все свободное время теперь поглощает компьютер.
2.    
Потеря интереса ко всем остальным занятиям. Раньше ребенок неплохо учился. Теперь не выполняет домашние задания. Заставить невозможно, а плохие оценки его не трогают. Еще совсем недавно ребенок был первым помощником папе или маме. Сегодня не уговоришь даже чуть-чуть помочь. Если ребенок посещал какую-то секцию, то бросает.
3.    
Ребенок начинает обманывать. Уверяет родителей, что занимался уроками, гулял, хотя на самом деле весь день просидел за компьютером. Скрывает плохие оценки, полученные в школе, чтобы избежать упреков.
4.    
Нарушается режим питания. У ребенка ухудшается аппетит. Дома без контроля родителей заядлый компьютерщик поесть забывает. А если ест, то, сидя у компьютера, и что-нибудь крайне неполезное (чипсы, сухарики, шоколадные батончики).
5.    
Появляются нарушения сна. Оторвать ребенка от компьютера и уложить в постель без скандала невозможно. Он плохо засыпает, спит беспокойно, ему снятся кошмары.
6.    
Психическое истощение. У ребенка появляются частые головные боли, он быстро устает. Ухудшаются внимание и память. Он нервный, легковозбудимый.
7.    
Как правило, родители начинают принимать меры только тогда, когда все эти проявления предстают перед ними во всей красе. Наиболее типичная реакция — запретить ребенку играть, ликвидировать домашний компьютер.

Как избежать подобных проблем? Совет один: будьте близки со своими детьми, будьте в курсе того, что их волнует и тревожит. И учите ребенка решать проблемы реального мира, а не убегать от них в мир виртуальный.

Памятка по предотвращению кибербуллинга

Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова - читать грубости так же неприятно, как и слышать.
Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и пытаться ответить ему тем же.
Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Лучший способ испортить хулигану его выходку – отвечать ему полным игнорированием.
Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых вашего ребенка подвергается кибербуллингу, то сообщите об этом классному руководителю или школьному психологу – необходимо принять меры по защите ребенка.
Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии) может быть использована агрессорами против них.
Помогите ребенку найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички.
Поддерживайте доверительные отношения с вашим ребенком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнет поступать агрессия или угрозы. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете. Специалисты выделяют характерные черты, типичные для жертв буллинга. Они часто бывают пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; тревожны, не уверены в себе, несчастны; склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве; не имеют ни одного близкого друга.
Сохраняйте спокойствие – вы можете еще больше напугать ребенка своей бурной реакцией на то, что он вам рассказал и показал. Главной задачей является эмоциональная поддержка ребенка. Нужно дать ему уверенность в том, что проблему можно преодолеть. Никогда не наказывайте и не ограничивайте действия ребенка в ответ на его признание.

Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь.

Если поступающие угрозы являются достаточно серьезными, касаются жизни или здоровья ребенка, а также членов вашей cемьи, то вы имеете право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.

"Безопасный Интернет - детям"

Печать PDF

 

Рекомендации для родителей по профилактике буллинга (притеснения) в среде обучающихся

Печать PDF

Предупредить возникновение такого явления как буллинг гораздо легче, чем работать с его последствиями!

Травля (буллинг) - это наиболее распространенный вид школьного насилия в настоящее время. Ее можно встретить в любой школе мира. Травля - это когда человек или группа людей бьют, смущают или угрожают другому человеку нарочно снова и снова. Последствия травли, влияющие на здоровье и успеваемость учеников, серьезны и долгосрочны.

Является ли ваш ребенок жертвой травли?

Вот несколько тревожных признаков:
- теряет интерес к школе, отказывается ходить в школу
- выбирает другой путь до школы
- кажется счастливым в выходные, а в будни нет
- неожиданно предпочитает проводить время в компании взрослых
- часто болеет, мучается бессонницей или ночными кошмарами
- приходит домой и не может объяснить свои царапины и синяки
- кажется замкнутым, одиноким, тревожным или боязливым и не говорит в чем дело, что не так
- появляются такие изменения в поведении как ночное недержание мочи, нервные тики, потеря аппетита, заикание
- хочет иметь защиту
- имеет мало друзей или их нет совсем
- начал «травить» других; агрессивен, протестует, неразумно ведет себя
- начинает испытывать интерес к жестоким фильмам и играм
- говорит, что к нему пристают, придираются или избегает конкретных мест в школе
- говорит о том, что сбежит или совершит суицид

Что делать, если вашего ребенка травят?

Как верно поступить?
- Сохраняйте спокойствие. Демонстрируйте уверенность, что вы, ваш ребенок и школа способны работать вместе для того, чтобы разрешить ситуацию.
- Разберитесь, что случилось и восстановите последовательность событий. Задавайте вопросы и верьте тому, что ваш ребенок говорит вам.
- Как можно скорее свяжитесь с учителем вашего ребенка.
- Попросите о личной встрече. Поговорите о том, что может сделать учитель, школа, ваш ребенок и вы, чтобы остановить травлю.
- Помогите вашему ребенку научиться быть устойчивым к травле.
- Помогите вашему ребенку развить навыки дружбы, а также научиться ходить прямо и уверенно, вместо того, чтобы сутулиться и боязливо озираться: язык тела имеет большое значение.

Вместе с учителем вы можете   сделать следующее
- Назвать явление. Когда ребенка намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда портят его вещи, - это называется ТРАВЛЯ. НАСИЛИЕ. Пока это явление не названо, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит. Поэтому взрослый должен назвать это явление группе.
- Обозначить травлю как проблему группы. Не надо спорить о фактах, выяснять, кто именно травит. Обвинения ни к чему не приведут. Нужно обозначить травлю как болезнь ГРУППЫ. Так и сказать: есть болезни, которые поражают не людей, а группы, классы, компании. Если группа не следит за чистотой отношений, она может заболеть - насилием.
- Вспомнить о курах и утках. Все знают сказку «Гадкий утенок». Обычно, читая эту сказку, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам его жаль. Но надо подумать о тех курах и утках. С утенком все в итоге будет хорошо, он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся тупыми и злыми, неспособными ни сочувствовать, ни летать. Когда в классе возникает похожая ситуация, каждому приходится определиться: кто он в этой истории. Среди вас есть желающие быть тупыми злобными курами? Каков ваш выбор?
- Сформулировать правила жизни в группе и заключить контракт. Достаточно просто вместе с детьми сформулировать правила жизни в группе. Например: "У нас никто не выясняет отношения кулаками. У нас не оскорбляют друг друга. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся - их разнимают". Правила выписываются на большом листе.
- Мониторинг и поддержка позитивных изменений. Очень важно чтобы взрослый, который взялся регулировать ситуацию, не бросал группу. Ему необходимо регулярно спрашивать, как дела, что удается, что трудно, чем помочь. Можно сделать "счетчик травли", какой-нибудь сосуд или доску, куда каждый, кому сегодня досталось или кто видел что-то, что было похожее на насилие, может положить камешек или воткнуть кнопку. По количеству камешков определяется, хороший ли сегодня был день, лучше ли на этой неделе, чем на прошлой и т. д.

КАК НЕ НАДО ПОСТУПАТЬ
- Обещать сохранить травлю в секрете. Крайне важно информировать об этом учителя, что бы каждый мог работать вместе на то, чтобы остановить травлю
- Звонить родителям детей, которые травят вашего ребенка. Родители детей, которые травят других детей, часто занимают оборонительную позицию. Противостояние и конфликты с ними почти всегда только ухудшают ситуацию.
- Поощрять вашего ребенка и настраивать его на то, что бы он дал сдачи. Это подвергнет вашего ребенка опасности. Вместо этого, научите ребенка спокойно говорить «нет», «оставь меня в покое». Научите ребенка использовать юмор: очень трудно притеснять человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
- Обвинять ребенка за то, что его травят. Обвинение прерывает общение с ребенком, и он чувствует себя беспомощным. Четко объясните вашему ребенку, что он не сделал ничего такого, за что его можно травить.

 

ЧТО СКАЗАТЬ СВИДЕТЕЛЯМ
Травля подразумевает участие не только жертв и агрессоров, но и свидетелей. Заручитесь поддержкой этой важной группы участников, сделайте их борцами. Четко обозначьте, что вы и школа хотите, чтобы каждый ученик, увидев как травят другого, сделал следующее:

- Отказался участвовать в этом
- Не игнорировал случаи травли, которые он видел или о которых знает. Ничего не делая, ты участвуешь в травле.
- Если возможно, заступись за того, кого травят. Скажи обидчику: «Не делай этого!», «Прекрати бить ее».
- Сообщай о случаях травли учителю или администрации школы.
- Никогда не дерись с обидчиком. Это небезопасно и это может ухудшить ситуацию.

 

УЧИТЕЛЬ СКАЗАЛ ВАМ, что ваш ребенок травит других, что делать?

- Поговорите с вашим ребенком. Сохраняйте спокойствие и дайте четко понять, что вы не поддерживаете травлю.
- Поговорите с учителем один на один и с другими сотрудниками школы. Получите как можно больше фактов. Отслеживайте, как меняется поведение вашего ребенка.
- Используйте разумные способы повлиять на ребенка.
- Не угрожайте, не кричите, не бейте, не отказывайте ребенку в вашей любви - эти действия говорят, что «правда у сильных». Это скорее вредит, чем помогает.
- Поддерживайте вашего ребенка в намерении измениться. Хвалите его за следование домашним и школьным правилам.  Заверьте вашего ребенка в вашей любви. Скажите, что вы будете работать вместе, чтобы изменить его поведение, и что вы не предадите его.

Вы думаете, что ваш ребенок травит других. Что делать?
- Контролируйте. Установите разумные ограничения. Возьмите себе за правило всегда знать, где находится ваш ребенок, с кем, что делает.
- Помогайте ребенку развивать социальные навыки.
- Травлю никогда не прекратить без вмешательства взрослых!!!

Территория повышенной опасности

Печать PDF

Железная дорога - зона повышенной опасности, а специально наложенные камни на железнодорожные пути, умышленно натянутая между рельсами проволока, разбитые линзы маневровых светофоров создают дополнительную угрозу безопасности движения поездов.

Безобидные на первый взгляд попытки заблокировать железнодорожное сообщение в реальности могут обернуться трагедией.
Совершение вышеуказанных действий без преувеличения могут привести не только к срыву графика движения поездов, но и к аварии - в результате чего пострадают люди.
Нужно понимать, что железнодорожным транспортом также перевозят и опасные грузы: емкости с химическими, взрывоопасными или радиоактивными веществами, топливо - и если произойдет авария, то большая часть территории будет заражена, отравлена; нанесен значительный вред экосистеме, устранить который будет крайне сложно без последствий.
Кроме этого, железнодорожные пути проходят также и вблизи жилых домов, административных зданий, поэтому последствия противоправных действий злоумышленников на железной дороге будут трагическими.
Прокуратура разъясняет, что любое незаконное вмешательство в деятельность железнодорожного транспорта преследуется по закону и влечет за собой не только материальную, административную, но и уголовную ответственность.
Так, ч.ч. 1, 2 ст.18.3. КоАП Республики Беларусь за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 50 базовых величин.
Умышленное разрушение, повреждение или приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние средств железнодорожного транспорта, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации или связи или другого транспортного оборудования, если эти- действия заведомо для виновного могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия; а также умышленное блокирование транспортных коммуникаций повлечет за собой уголовную ответственность в соответствии со ст.ст. 289 (акт терроризма), 309 (умышленное приведение транспортного средства или путей сообщения), 310 (умышленное блокирование транспортных коммуникаций) УК Республики Беларусь, санкции которых предусматривают различные виды наказании вплоть до лишения свободы.
Следует обозначить, что ответственность за совершение вышеуказанных правонарушений и преступлений, как административная, так и уголовная, в ряде случаев наступает с 14- летнего возраста.
Также подросткам нужно понимать, что в случае совершения ими противоправных действии, повлекших за собой ущерб - материальную ответственность в полном объеме будут нести именно их родители.
Кроме этого, следует отметить, что в любом случае правоохранительными органами виновные лица будут установлены, их действиям будет дана правовая оценка и как следствие - назначено наказание соизмеримо содеянному в соответствии с законодательством Республики Беларусь.