Школа здоровья

Особенности детей с бронхиальной астмой

Печать PDF

 Главным симптомом этого заболевания является приступ удушья, которому предшествует приступообразный кашель, свистящее, затрудненное дыхание, стеснение в груди. Приступ может возникнуть в результате нервного стресса, физической нагрузки, холодного воздуха, резких запахов, контакта с аллергеном (шерсть животных, пыльца растений и т. д.). Приступы удушья приводят к недостатку кислорода в головном мозге, у детей снижается работоспособность.

Рекомендации:

Для таких детей очень важно соблюдение требований школьной гигиены. Но помимо этого педагог не должен пользоваться дезодорантами и другими средствами современной парфюмерии (духи, туалетная вода, лаки для волос), курение вообще исключается. В классе не должны стоять цветущие комнатные растения, обязательна ежедневная влажная уборка класса, наличие сменной обуви у детей. Педагог не должен допускать психотравмирующих ситуаций. При оказании помощи во время приступа удушья:
-  
не следует пугаться и поддаваться панике;
-   
срочно вызвать медицинского работника;
-    
у каждого больного астмой имеется карманный баллончик - ингалятор, в котором находится дозированный аэрозоль, он и должен быть использован в период приступа. Очень важно правильно пользоваться аэрозолем, иначе ингаляция не поможет;
-    
ребенок должен сидеть или стоять, сделать глубокий спокойный выдох через сомкнутые губы, затем обхватить мундштук ингалятора губами и, слегка запрокинув голову, начать делать вдох и, нажимая на баллончик, продолжать вдыхать глубоко, насколько это возможно, на высоте вдоха задержать дыхание, затем спокойно выдохнуть. При необходимости повторить ингаляцию;
-   
рекомендуется чередовать ингаляции с питьем горячей жидкости (чая или воды);
-    
после ингаляции выполнить упражнения дыхательной гимнастики, делая неглубокие вдохи и как можно длительные выдохи через сомкнутые губы.

Несмотря на тяжесть заболевания, дети должны посещать кружки, секции.

Рекомендации детям с нарушениями речи, при плоскостопии, с расстройствами нервной системы

Печать PDF

 Детям с нарушениями речи

1 Ежедневно выполняйте перед зеркалом артикуляционные упражнения по 10 минут.
2.
Не торопитесь, говорите в спокойном темпе.
3.
Произносите фразу на выдохе.
4. При чтении в конце каждого предложения делайте паузу.
5.
В каждом предложении выделяйте главные по смыслу слова - делайте логические ударения.
6.
Если что-либо не получается, не падайте духом. Тренируйтесь, и все обязательно получится.

При начинающемся плоскостопии (упражнения для стоп)

1. Лежа на спине тянуть носки к себе (10 раз).
2.
Ходьба на внешних краях стоп.
3.
Растирание стоп на шершавой поверхности.

Данный комплекс при нормальном самочувствии ребенка выполняется через 1-2 дня.

После занятий в течение 15-20 минут необходимо принять легко усваиваемый белково-углеводный напиток, богатый кальцием (например, кефир с сахаром, другой кисломолочный напиток, творожный крем и т. д.).

Ценность напитка еще более усилится, если к нему добавить 1 десертную ложку изюма или 5-6 фиников. Дело в том, что примерно 20-30 минут после физических занятий «открыто» так называемое «белково-углеводное окно», когда происходит активное усвоение организмом белка, кальция, углеводов и других, важных для построения костей и мышц, веществ

Детям с расстройствами нервной системы

Чтобы справиться со своими чувствами, попробуй побыть в одиночестве.

1.  Для сохранения собственной уравновешенности старайся наблюдать за настроением и чувствами окружающих людей.
2. 
Радуйся своим успехам и успехам своих товарищей.
3. 
Ты можешь рассчитывать на помощь, если сам помогаешь другим.
4. 
С оптимизмом относись к своим неудачам и ошибкам. А юмор поможет тебе разобраться в самых сложных ситуациях.
5. 
Обратись за помощью, если сам не можешь справиться со своей обидой, раздражительностью и гневом.

Особенности детей с эпилепсией

Печать PDF

 Для детей, страдающих эпилепсией, характерны приступы судорог с расстройством сознания, изменения в эмоционально-психической сфере. Формируются такие черты, как медлительность, излишняя пунктуальность, следование привычным схемам поведения. При попытках (со стороны) изменения этой схемы следует бурный протест ребенка. Такие дети очень чувствительны к недостатку кислорода. Ежедневная медикаментозная терапия требует настойчивости и упорства.

Рекомендации:

-  Во время судорожного припадка ребенок обычно падает на пол или на землю. Если представится возможность, надо постараться сделать падение мягким. После того, как ребенок оказался лежащим на полу, освободить пространство вокруг него от стульев, столов и т. д. Подложить ему под голову полотенце, пиджак или свою руку, чтобы предотвратить травму головы. Шея должна быть в вытянутом положении, что поможет свободнее дышать. Обеспечить доступ свежего воздуха.
- 
Во время судорог происходит спазм и сокращение мышц челюстей, из-за чего зубы сомкнуты. При попытке разжать их пальцами рискуете получить укус. Если протиснуть какой-либо предмет между зубами, пострадавший рискует сломать зубы. Поэтому лучше дать возможность событиям развиваться самостоятельно.

 Придать телу ребенка правильное положение. Плавным движением повернуть ребенка набок, на левую сторону. Такое положение позволит освободить рот от накопившегося секрета. По окончании су­дорожного припадка наступает сон в течение нескольких часов. Если приступ не прекращается через 3-5 минут, вызвать «скорую».

Как сохранить здоровье детям с ослабленным зрением

Печать PDF
 Вы хотите видеть лучше? Вы хотите снять очки, восстановив зрение?

Тогда рекомендуем соблюдать следующие правила.

1.       Необходимо следить за правильной осанкой во время занятий и чтения.
2.      
Необходимо следить за достаточной освещенностью рабочего места.
3.      
Расстояние от глаз до книги должно быть не менее 30 см. Нельзя читать лежа.
4.      
Рекомендуется при чтении через 40-45 минут обязательно делать перерыв 10-15 минут.
5.      
Любая работа с предметами на близком для глаз расстоянии должна чередоваться с отдыхом.
6.      
Допустимая продолжительность просмотра телепередач для детей младшего школьного возраста - 1 час, среднего — 1,5 часа, старшие школьники могут смотреть дольше - до 2 часов.
7.      
Экран компьютера должен быть расположен на расстоянии 60-70 см и, желательно, ниже уровня глаз.
8.      
Освещение должно быть удобным, но не вызывать блики на экране монитора. Есть специальные антибликовые очки для работы на компьютере, их можно приобрести в оптике после консультации с врачом-офтальмологом.
9.      
Важно также, чтобы светящийся экран монитора не являлся единственным источником света в комнате. Оптимальный вариант - монитор расположен в хорошо освещенной комнате (дневной свет предпочтительнее). Если такой возможности нет, то следует осветить рабочий стол или пространство за монитором.
10. Нужно помнить, что экран компьютера сильно собирает пыль. Для достижения четкого изображения необходимо регулярно протирать его антистатическим раствором.
11.
Время работы за компьютером должно быть ограничено, поскольку однообразная поза достаточно утомительна для глаз, шеи и спины. После 20-25 минут работы необходима 10-минутная пауза.
12.
Для предотвращения сухости роговицы желательно время от времени
сознательно моргать или чаще делать перерывы.
13.
Давать периодический отдых аккомодационной мышце (которая помогает четко видеть все предметы, как на близком, так и удаленном расстоянии), переводя взгляд в даль. Поэтому желательно, чтобы за монитором оставалось значительное пространство (вся комната или хотя бы окно, в которое можно было бы периодически смотреть, давая отдых уставшим глазам). Совсем неудачный вариант - компьютерный стол, «загнанный» в угол комнаты. Следует не забывать о регулярном контроле за состоянием зрения у вра­ча-офтальмолога не реже 1 раза в год, а при неблагоприятной наследст­венности и у часто болеющих детей - 2 раза в год.
14.
Для снятия зрительного утомления необходимо делать глазную гимнастику.

Общие требования к гимнастике:
*   во время выполнения упражнений необходимо глубоко дышать;
*
глаз должен быть в постоянном движении. Движение предпочтительнее, чем фиксированное напряжение, но периодическое расслабление тоже важно;
*   
при выполнении всех упражнений надо моргать;
*   
во время выполнения упражнений снимайте очки;
*   
упражнения следует делать понемногу, но часто и не допуская утомления;
*   
глазу со сниженным зрением дайте больше тренировочной нагрузки, прикрывая при этом парный глаз;
*   
улыбайтесь.

Упражнения:
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз
2.Посмотреть вверх, вниз, не поворачивая головы... Вправо-влево...
Повторить 5 раз.
3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево в обратную сторону. Повторить 5-6 раз.
4.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3затем открыть их на 3-5 секунд. Повторить 8 раз
5.Выполняется сидя. Быстро и легко моргать
в течение 1-2 мин.
6.Выполняется стоя. Смотреть прямо вперед собой 2-3 секунды Затем поставить большой палец руки на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5 секунд. Опустить руку. Повторить 10-12 раз.
7. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми движениями двух пальцев в течение 1 мин.
8.Выполняется сидя. Закрыть веки. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2 секунды снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза.
9.На оконное стекло на уровне глаз приклеивается метка диаметром 0,5 см. Расстояние от глаз до метки 40 см. Смотрите на метку, при этом голова должна быть неподвижной. Затем переведите взгляд (постепенно) на самый дальний объект. Повторить 10 раз.
10.Посмотреть на кончик своего носа, скосив глаза. После этого перевести взгляд вдаль, расслабиться. Посмотреть на переносицу и опять вдаль. Перевести взгляд на точку между бровями, а потом - вдаль. Проделать 7-8 раз. Часто поморгать.
11.Для упражнения используется маленький календарик. Выполняется раздельно для каждого глаза.

Упражнение состоит из трех этапов.
1-й этап. Календарик расположить на уровне глаз на расстоянии 25-30 см. Фиксировать взгляд, на какой-нибудь цифре или букве, после этого медленно отодвигать календарь от глаз. Цифра или буква вначале ясно видна, а затем становится расплывчатой. Как только это произойдет, календарь вновь приближать к глазам, пока цифра или буква вновь не станет четкой, затем снова отодвигают и т. д. Повторить 10 раз.
2-й этап. Календарик расположить максимально близко к глазу, но чтобы при этом четкость цифр не терялась. Рассматривать цифры в течение 20-30 сек. Можно посчитать, сколько «1» в январе, феврале, «2» или «3» в марте и т. д.

3-й этап. Отодвинуть календарик на расстояние 30-35 см. Четко увидеть любую цифру или букву, а затем перевести взгляд вдаль. Повторить 10 раз. Те же упражнения сделать для другого глаза. Упражнения делать 10 дней подряд.

12. «Пальминг». Разогрейте ладони, чтобы усилить приток энергии к ним. Закройте глаза и прикройте их ладонями обеих рук, пальцы при этом скрещены на лбу. Место пересечения оснований мизинцев должно располагаться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически расположатся точно над орбитами ваших глаз. Во время пальминга держите глаза закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на колени или на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником. Можно положить на колени подушку, а на подушку уже локти. Если вам необходимо наклониться вперед, согнитесь в талии, но сохраните прямизну в шее и позвоночнике. Положение ладоней у каждого человека будет отличаться от положения ладоней другого человека. Постарайтесь найти приемлемое для вас положение. Носовое дыхание свободное. Постарайтесь вспомнить что-нибудь приятное.

ВИЧ и СПИД

Печать PDF

ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека. Долгое время после заражения ВИЧ может ничем себя не проявлять. Организм вначале успешно противостоит воздействию вируса. Однако когда вирусу удается разрушить значительную часть иммунной системы, она перестает справляться со своими функциями, и человеку угрожают тяжелые болезни и смерть от инфекций, не опасных для большинства людей.

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита, последняя фаза ВИЧ-инфекции.

              ПУТИ ПЕРЕДАЧИ ВИЧ:
                       
- половой;
                       
- через кровь;
          - от матери  ребёнку

                         ВИЧ НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ 

-    при рукопожатиях;

- через посуду, одежду, белье;

-  при кашле и чихании;

-   при дружеских поцелуях;

- при посещении бассейна, сауны, туалетов;

- при укусах насекомых.

 

КАК УЗНАТЬ, ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ВИЧ?

Есть только один способ узнать наверняка - сдать анализ на ВИЧ. Для этого берут кровь из вены и исследуют ее на наличие антител к ВИЧ. Если в крови найдены антитела к ВИЧ, то для подтверждения делается повторный анализ на более точной тест-системе. Перед забором крови и перед объявлением результата тебе обязаны объяснить, что значит положительный или отрицательный результат анализа, и ответить на твои вопросы.

Анализ на ВИЧ можно сдать анонимно.

Твой результат не имеют права сообщать по месту жительства, работы или учебы. Если врачебная тайна была разглашена, ты можешь отстаивать свои права в суде. Только ты можешь принять решение, сдавать анализ на ВИЧ или нет. Никто не имеет права тебя к этому принудить или сделать анализ без твоего ведома. Требование сдать анализ на ВИЧ при поступлении на работу (кроме нескольких оговоренных в законе профессий, связанных с медициной и лабораторными исследованиями) абсолютно незаконно и может быть обжаловано в суде. Тебя не могут уволить с работы, отчислить из учебного заведения или отказать в приеме на учебу на основании положительного ВИЧ-статуса или твоего отказа сдать анализ на ВИЧ.

Получить консультативную помощь по вопросам ВИЧ/СПИД, наркомании, инфекциям, передаваемых половым путем, вы можете по телефонам «горячих линий» для молодежи в отделе профилактики ВИЧ/СПИД центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья в  г. Могилеве по тел.:

75-07-76, 71-65-83

А также пройти анонимное обследование на ВИЧ можно в любом медицинском учреждении.

Печать PDF

Все, что нужно знать о СПИДе

ВИЧ = СПИД = смерть. Ошибочное мнение, которое до сих пор бытует в обществе. Более того, мало кто знает, что сегодня люди со страшным диагнозом могут жить вполне полноценной жизнью многие годы. Наличие ВИЧ еще не означает, что у человека СПИД. Может пройти несколько лет, прежде чем ВИЧ-носительство перейдет в синдром приобретенного иммунодефицита. Люди с ВИЧ/СПИДом умирают порой от элементарных болезней, потому как организм больше не в силах защитить себя. Тем не менее сегодня существует множество способов, которые помогают инфицированным жить дольше и не болеть.

Почему ВИЧ и СПИД вызывают болезни

ВИЧ размножается в лимфатических узлах, атакуя и разрушая белые клетки крови — лимфоциты типа CD4, основная функция которых — участие в иммунном ответе, то есть борьба с болезнями. Когда количество таких лимфоцитов существенно снижается, организм теряет свою защиту.