Советы психолога родителям

Насилие над детьми в семье

Печать PDF

Насилие нередко встречается в семьях, где внешне всё хорошо. Нечасто можно увидеть домашнее насилие над детьми – любые действия или бездействие родителей или других взрослых, в результате которых наносится вред физическому и психическому здоровью ребёнка, создаются условия, мешающие его оптимальному развитию, а также нарушаются права ребёнка.

Факторы уязвимости детей:
1 – отсутствие информации о домашнем насилии у родителей и детей;
Ребёнок, с которым постоянно жестоко обращаются, не представляет себе, что может быть иначе. Он воспринимает происходящее как норму.
Родители также не рассматривают телесные наказания, семейные скандалы как формы насилия  в отношении детей.
2 – бессилие и зависимость детей;
Ребёнок зависит от родителей, авторитет которых для детей непререкаем. Маленький ребёнок не способен спрятаться от насилия. Но он испытывает страх от того, что его могут наказать, ударить, или от того, что видит, как папа бьёт маму. Ребёнок не в состоянии понять, почему самые дорогие люди причиняют боль ему или друг другу.
3 – изолированность детей; 
Дети часто не знают, что могут рассказать о своих проблемах другим взрослым. Факты свидетельствуют:  число несовершеннолетних, пострадавших  и погибших от насилия со стороны родителей, растёт с каждым годом.

Воспитательные традиции большинства семей допускают использование в сложных ситуациях ремня, криков, угроз  или побоев. Они считают нормой  битьё детей. Те же принимают эстафету зла  и  даже не пытаются прервать её.  Определить масштабы насилия над детьми достаточно сложно. Родители, призванные защищать своих детей, часто молчат и не сообщают  случаев жестокого обращения в семье. Соседи, родственники также молчат об этом. Зачастую становится известно о насилии, когда дети приходят с травмами или когда поведение их становится непонятным…

Виды насилия, их проявление и последствия:

  • психологическое (эмоциональное);
  • неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка.

Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно. Плохие отношения, непонимание между взрослыми и детьми часто порождает «цепочку» осложнений у современных детей.

Физическое насилие – это избиение, подзатыльники, щепки, удары, прижигание горячим, удушение, утопление, вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков, а также отравляющих веществ или  медицинских препаратов, вызывающих одурманивание. Мы ужасаемся, когда видим или слышим о том, что детей утопили, сожгли, бросили. Но не обращаем внимания на то, как мать дёргает ребёнка за руку или даёт ему подзатыльник. А ведь это насилие.

Последствия физического насилия для ребёнка: ближайшие, отдалённые.

Ближайшие – характерные физические травмы и повреждения, а также изменения в эмоциональном состоянии ребёнка.
Страх. У маленького ребёнка из-за того, что он не знает, когда его будут бить в следующий раз, развиваются симптомы, обусловленные стрессом: тревога, головная боль, психосоматические расстройства. Для него характерна повышенная возбудимость, ожидание нападения, страх перед болью. Страх может проявляться в стремлении куда-то бежать, прятаться, а также в излишней заторможенности, внешнем безразличии. В любом случае ребёнок может быть охвачен тревогой, гневом.
Депрессия и суицидальное поведение. Дети постарше могут впадать в депрессию, могут чувствовать себя никчемными, становятся агрессивными к родственникам, сверстникам. Результатом могут стать увечья, суицид.
Побег из дома.  Дети оказываются на улице, могут попасть в криминальную среду.

Отдалённые – различные заболевания, нарушения физического и психического здоровья.
Агрессивность и жестокость к окружающим. Дети способны применить насилие к любым другим людям с разными взглядами, расой. Даже просто к прохожим.
Асоциальное поведение.  Результатом пережитой травмы может стать не только агрессивность, но и чрезмерная пассивность, отсутствие способности к самозащите. Эти дети нередко становятся жертвами преступления (порнография, торговля людьми).
Трудности в общении. Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности в социализации. Решение своих проблем чаще всего они находят в асоциальной среде.
Трудности в построении будущих семейных отношений.  Люди, подвергавшиеся семейному насилию, не в состоянии проявлять заботу по отношению к взрослым. В большинстве своём проявляют насилие к членам семьи. 

Психологическое (эмоциональное) насилие – постоянное вербальное или невербальное оскорбления ребёнка, обвинения, угрозы и унижения со стороны родителей. Это и демонстрация нелюбви и неприязни, предъявляемые ребёнку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Психологическое насилие очень распространено. Наверно, нет ни одного человека, который бы ему не подвергался.

Мы назовём несколько основных способов поведения родителей, которые считаются психологическим насилием над ребёнком.

  • эмоциональная отгороженность. Родители отмахиваются от ребёнка, когда тот хочет им что-то рассказать;
  • враждебное отношение. Используют ребёнка в качестве «козла отпущения». Часты выражения типа «Лучше бы ты не родился», «от тебя одни неприятности». Такие родители никогда не целуют и не обнимают своих детей;
  • Противоречивая реакция на поступки ребёнка со стороны родителей: один – одно, другой – другое. Или: сегодня – так, а завтра – иначе.
  • неспособность признать, что ребёнок – это самостоятельная личность. Дети имеют право на собственное мнение и личное пространство. Часто случается так, что они любят рисовать, а  их отдают в музыкальную школу.
  • изоляция. Не дают играть со сверстниками, не дают возможности получать опыт нормального социального общения.
  • угрозы и запугивания. Взрослые  постоянно оскорбляют и запугивают ребёнка: «пожалуются на тебя в детском саду – выдеру ремнём».
  • игнорирование.  Нет эмоционального контакта. Не обращают внимания на ребёнка.
  • Что-то не так ребёнок делает – выбрасываются любимые игрушки.
  • запрет на встречи с одним из родителей после развода.

Последствия психологического насилия для ребёнка:

  • низкая самооценка;
  • эмоциональные проблемы. Не может рассказать о своих чувствах, понять чувства другого;
  • проблемы в построении отношений.  Ребёнок не испытывает доверия к людям;
  •  в частности, насилия в киберпространстве. Ребёнок уходит в сеть потому, что чувствует себя неуютно дома.

Сексуальное насилие – самый страшный вид насилия, который заключается в том, что ребёнок используется взрослым для получения сексуального удовлетворения.

Формы сексуального насилия:

  • демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;
  • ласки и прикосновение к половым органам ребёнка;
  • сексуальные игры и половой акт с ребёнком;
  • демонстрация или просмотр с ребёнком порнографических материалов;
  • вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции;
  • вовлечение ребёнка в занятия проституцией.

  Обычно от сексуального насилия страдают дети до 12 лет, чаще всего в возрасте 3-7 лет.  Ребёнок не понимает, что с ним происходит,  боится рассказать близким. К тому же насилие происходит чаще всего со стороны близких, родственников (инцест). Если родители никогда не говорили с ребёнком, как надо вести себя в подобных ситуациях, дети верят тому, что слышат, тем более, что насильниками могут быть отец, дедушка, дядя. Проблема инцеста носит скрытый характер. Мать отказывается верить ребёнку: «всё – ложь». Мать верит ребёнку, но никому об этом не рассказывает, боится, что посадят отца.

Последствия сексуального насилия:

Ближайшие:

  • хотят заняться сексом;
  • невозможно получить то, что хочешь, если не вести себя сексуально;
  • взрослые способны причинить боль, а родители могут не встать на защиту;
  • мир – это ужасное место, где твои чувства никто не принимает в расчёт.

Отдалённые:

  • посттравматическое стрессовое расстройство (воспоминания, сны);
  • саморазрушающее поведение.  Злоупотребление алкоголем, наркотиками. Членовредительство себе, суицид;
  • состояние сверхбдительности или, наоборот, мнимой беспомощности перед возможной опасностью;
  • неспособность налаживать и поддерживать близкие отношения.

Помощь детям: Если детям верят и принимают адекватные меры, в большинстве случаев можно предотвратить последствия насилия для психического здоровья.

Как защитить ребёнка от сексуального насилия?
Лучший способ защитить детей – это вооружить их знаниями. Учить детей правилам безопасности надо постоянно, меняя формы и подходы по мере взросления ребёнка. Надо объяснять детям, что «нормальные» прикосновения отличаются от «ненормальных». Если взрослые прикасаются к детям, об этом надо сразу же сказать близким людям. Необходимо объяснять, какими приёмами может пользоваться взрослый, чтобы вовлечь ребёнка в сексуальные действия («это будет наш секрет»).
Если ребёнок пострадал от сексуального насилия, надо обязательно обратиться к специалисту, который может помочь и ему, и родителям. Ни в коем случае не стоит самостоятельно заниматься расследованием – об этом надо сообщить в правоохранительные органы.

Существует ещё один вид насилия над ребёнком.
Неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка – нежелание  или неспособность родителей удовлетворять нужды ребёнка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Формы неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка:

  • оставление ребёнка без присмотра;
  • неудовлетворение потребностей ребёнка в питании, одежде, жилье и медицинской помощи;
  • образования (не ходит в школу, присматривает за маленькими детьми).

Последствия неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка:

  • детство из радостного превращается в тягостное существование;
  • недостаток внимания и заботы способен привести к задержке физического и психического развития.

Общие последствия всех видов насилия:

  • нарушение физического развития;
  • нарушение психического и эмоционального развития;
  • снижение самооценки;
  • нарушение интеллектуального развития;
  • проблемы с социализацией.

     Четыре заповеди мудрого родителя:

  • пытаться сделать из своего ребёнка самого-самого – неблагодарное занятие;
  • не сравнивайте ребёнка вслух с другими детьми;
  • не шантажируйте ребёнка;
  • никогда не выясняйте отношения с ребёнком при свидетелях.

Хотелось бы напомнить всем родителям о самых простых, но очень необходимых способах выражения родительской любви:

  • называйте ребёнка ласковыми именами;
  • как можно больше ласкайте своего ребёнка;
  • разговаривайте с ребёнком, чтобы его глаза были на уровне ваших глаз.

Прочитайте, пожалуйста, письмо к вам от вашего ребёнка:

Дорогие мама и папа! Для того, чтобы я вырос здоровым и счастливым человеком мне очень нужно, чтобы вы помнили о том, что для меня важно и необходимо уже сейчас.

1. Любите меня и не забывайте выражать свою любовь (взглядом, улыбкой, прикосновением). Любите меня просто за то, что я есть и я стану еще лучше.
2. Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне, особенно это касается ваших родительских требований. Я должен знать границы дозволенного.
3. Не сравнивайте меня с другими. Я имею право быть другим и я единственный такой на всей земле, неповторимый.
4. Больше думайте о том,  какие чувства я испытываю, чем о том,  как я себя веду. Часто мое поведение зависит от моего эмоционального состояния.
5. Я очень вас люблю и всегда хочу быть любимым вами. Поэтому не огорчайтесь, когда я раздражаюсь и злюсь на вас, когда капризничаю или кричу. Это пройдет. Мои чувства, как и ваши, не вечны. Возможно, я хочу, чтобы вы больше обращали на меня внимания.
6. Не делайте для меня того, что я могу сделать сам. Я буду чувствовать себя маленьким и не захочу вырастать. Буду продолжать требовать, чтобы вы обслуживали меня.
7. Не обращайте слишком много внимания на мои дурные привычки. Излишнее внимание, а особенно запрет, только способствуют их закреплению. Лучше помогите мне осознать,  в чем их ощутимый для меня вред.
8. Никогда не обзывайте меня. Это больно ранит меня, мне кажется, что я самый плохой на свете и мне ни к чему делать что-то хорошее. Тогда рушатся все мои надежды и я не верю в себя. Это влияет на мою самооценку. Как я смогу оправдать ваши ожидания относительно моего будущего, если я так и не научусь любить себя?
9. Не бейте и не унижайте меня. Я вырасту и буду мстить всему миру, наказывая себя и своих детей и делая вас несчастными. Мне не хочется жить в злом и неприветливом мире, поэтому не бейте меня сейчас, от этого я не стану лучше.
10. Предъявляйте требования, которые соответствуют моему возрасту, тогда я смогу их выполнить.
11. Дайте мне право на ошибку и не заставляйте меня считать, что мои ошибки - преступления. Все люди могут ошибаться. Никто не совершенен.
12. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Иногда я сам не знаю,  почему сделал то или иное. Лучше помогите мне осознать, чем оно плохо и чем оно вредит мне и окружающим.
13. Найдите время и выслушайте меня. Иногда мне очень хочется рассказать о себе и о моих проблемах.
14. Не вызывайте у меня чувство вины и не говорите: "Из -за тебя в моей жизни ничего не складывается! Из-за тебя в доме скандалы!". Ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
15. Помните, что я многому учусь у вас и хочу быть похожим на вас.
16. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
17. Будьте со мною искренними, всегда и во всем: когда выражаете свои чувства, когда слушаете меня, когда делаете замечания и пр. Если одобряете - одобряйте искренне. Радуйтесь искренне. Если вы говорите и думаете одно, а чувствуете совсем другое - я это вижу и испытываю смятение и неуверенность во всем.
18. Будьте готовы воспринимать меня как личность отдельную от вас и не похожую на вас.
19. За проявление моих чувств не хвалите и не ругайте меня, помогите мне осознать, что чувства просто есть и испытывать их может каждый, чувствовать не запрещается и не стыдно.
20. Дарите мне каждый день хотя  бы полчаса времени своей жизни, и пусть эти полчаса будут принадлежать только мне, ни о ком и ни о чем не думайте в это время, кроме меня. Этим вы заполните мой эмоциональный вакуум и я буду твердо уверен в том, что вы меня любите и я вам нужен.
21. Не делайте мне замечаний в присутствии других людей. Поговорите со мной об этом наедине.
22. Заботьтесь обо мне.

Методическая помощь по поддержке ребенка накануне экзаменов

Печать PDF
Родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам:

1. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся наиболее сложными и почему. Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

2. Любые занятия при подготовке к экзаменам стоит начинать не с самого трудного, а с того, что хорошо знакомо, дает положительные эмоции и создает позитивный настрой. Позвольте ребенку начать "с нуля" в том случае, если в знаниях наблюдаются большие пробелы. Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ситуацию с гарантированным успехом: выбрать те задания, с которыми ребенок точно справится, продемонстрирует успех. Это порождает уверенность в своих силах. Цель по изучению или повторению каждой темы к экзаменам надо ставить так, чтобы мотивировать подростка к достижениям.

3. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам: не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Разбирая задание, полезно писать заметки, выделять главное, определять связи, результаты, делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если ребенок не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д. Зрительная фиксация (схем, плана, главной мысли, даты и т. п.) помогает запомнить материал. К пройденному материалу полезно возвращаться, закрепляя его. 

4. "Перескакивать" при подготовке с математики на историю нецелесообразно, уйдет много времени на врабатывание, включение в специфику предмета. Лучше работать "с погружением": сегодня – одно, завтра – другое.

5. Поднимает настроение и дает удовлетворение подведение итогов ("это выучил, это разобрал, это знаю…"). Не важно, какой для этого выбран вариант – галочки, зачеркивание, отметка маркером. Во всяком случае, если есть четкий план того, что нужно сделать и как это распределить, нет ненужной суеты и хаотического "выхватывания" для подготовки тем, заданий и т. п.

6. Полезно "проиграть" ситуацию экзамена для тренировки выбора последовательности действий, ориентации во времени, способе записи, необходимости черновика и т. д. Важно, чтобы ребенок сам планировал результат: что удалось, что не удалось, на что следует обратить внимание. Проверьте вместе с ребенком правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите об ощущениях, которые возникли в ходе домашнего экзамена, удалось ли сосредоточиться на выполнении заданий, не отвлекаться?

 

Не критикуйте ребенка после экзамена. Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он самый умный, и что все у него в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны.

Психофизиологическая помощь по поддержке ребенка накануне экзамена

Печать PDF

Родители могут оказать ребенку помощь, которая заключается в создании условий для эффективной подготовки к экзаменам, поддержки здоровья, поднятия общего тонуса организма, укрепления иммунитета.

1. Наблюдайте за самочувствием ребенка, при первых признаках переутомления целесообразно сделать перерыв, сменить деятельность, отвлечься. Объясните подростку, что отдыхать, не дожидаясь усталости – лучшее средство от переутомления.

2. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок. В процессе разработки режима дня помните, что не стоит позволять ребенку заниматься по ночам. Заканчивать занятия необходимо не позже 22.00, перед сном нужно оставлять около часа для отдыха и переключения внимания. Здоровый сон должен быть длительностью не меньше восьми часов. Не стоит заниматься поздно вечером и непосредственно перед сном.

3. Вместе с ребенком определите его биоритмы, "золотые часы", кто он: "жаворонок" или "сова". Если "жаворонок" – основная подготовка проводится днем, если "сова" – вечером. При этом сложные темы можно изучать в периоды наиболее высокой мозговой активности, а хорошо знакомые темы оставлять на периоды спада.

4. Ребенку при подготовке к экзаменам оптимально выбрать режим занятий периодами по 1,5 ч (в режиме 40 мин + 40 мин) с получасовыми перерывами. Во время занятий можно использовать приемы переключения внимания, гимнастику для глаз.

5. Обратите внимание на питание ребенка, оно должно быть регулярным, не менее 5 раз в день, но есть перед сном не рекомендуется. Во время интенсивного умственного напряжения ребенку необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Необходимо больше витаминов – овощей, фруктов, ягод (брусника, клюква, черника, черная смородина), лимонов и апельсинов.

6. Важно, чтобы ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так напряжена. Привычка к употреблению успокаивающих или стимулирующих средств в дальнейшем может закрепиться и способствовать формированию зависимости от искусственного стимулирования нервной системы.

7. Бесполезной будет попытка ребенка сосредоточиться на материале в комнате, в которой работает телевизор или радио. Если подросток хочет работать под музыку, то договоритесь, чтобы эта музыка была без слов и звучала в фоновом режиме.

8. Дома у ребенка должно быть удобное место для занятий. Правильно организованное рабочее место, достаточная освещенность, возможность уединиться, а также возможность при желании прилечь, расслабиться – необходимы для эффективной подготовки к экзаменам. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Помните: главное – снизить напряжение и тревожность ученика и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

9. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен хорошо отдохнуть и как следует выспаться.

Психологическая помощь по поддержке ребенка накануне экзаменов

Печать PDF

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов, транслируя ему собственное состояние. Это могут быть фразы типа: "Я боюсь за тебя на экзамене, у меня на душе не спокойно" и пр. Ребенку всегда передается волнение родителей. Сами взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, а вот ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Тревожность – это естественное, обычное состояние человека в сложной, незнакомой ситуации, и испытывают его абсолютно все люди. Нет человека, который бы не волновался перед экзаменом или перед принятием какого-нибудь ответственного решения. Но когда волнение слишком сильное, оно мешает во время экзамена сконцентрироваться, сосредоточиться на материале, повышает агрессию и формирует общий негативный эмоциональный фон, который может привести к состоянию ступора и, как следствие, к низкому результату тестирования. Родителям следует взять себя в руки, стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, рассказать, как можно снизить тревожность и активизировать свои действия на экзаменах.

Установление доверительных отношений с детьми, имеющими расстройства нервной системы

Печать PDF
 - Принимайте ребенка таким, какой он есть.

- Не сравнивайте ребенка с окружающими.

- Не предъявляйте завышенных требований.

- Старайтесь делать как можно меньше замечаний, не критикуйте ребенка.

-Не унижайте ребенка, наказывая его.

- Будьте терпеливы.

- Постарайтесь с чувством юмора решать проблемы ребенка.

- Чаще поощряйте ребенка, даже если результат далек от желаемого.

Депрессия у подростков: что это такое и как вовремя ее распознать

Печать PDF

   Долгое время считалось, что депрессия — это недуг, которому подвергаются только взрослые. Но вот уже несколько лет, как специалисты обнаружили, что и у подростков депрессия проявляется. Порой даже очень сильно. Переменчивое поведение, которое часто связано с гормональными изменениями, проходящими у детей в подростковом возрасте, тщательно изучается. По мнению психиатров, именно оно лежит в основе ранней стадии заболевания депрессией.